Народно-чиновничий дуэт

Минстрой Приангарья и ОНФ объединили усилия по борьбе за качество новостроек

Низкие темпы расселения людей из аварийного жилья в Иркутской области, о которых в начале ноября заявил Минстрой РФ, оказались лишь цифрами на бумаге, имеющими смутное отношение к реальности. Федеральные власти сначала установили региону нереальный для исполнения целевой показатель расселения ветхих домов на этот год, а впоследствии согласились его скорректировать, перераспределив равномерно на весь срок действия государственной программы до 2017 года. Однако при оценке исполнения программы регионом чиновники все же использовали данные, уже признанные обеими сторонами как некорректные. В результате область незаслуженно оказалась в списке отстающих по этому показателю субъектов РФ. Между тем иркутское отделение Общероссийского народного фронта проверило уже не столько количество, сколько качество возведенных для переселенцев домов и выявило серьезные недочеты в жилье для переселенцев в трех поселках Казачинско-Ленского района. На состояние новых домов повлияла не только невозможность доставки современных материалов на север области, нерадивость местных застройщиков и отсутствие контроля со стороны властей, но и некоторые из новоселов, которые оказались морально не готовы к переезду.

Минстрой Приангарья и ОНФ объединили усилия по борьбе за качество новостроек
Дом семьи Потаповых в селе Казачинском. Фото с сайта vk.com/narexpert

— Программа расселения людей из аварийного жилого фонда активно реализуется, но есть ряд регионов-«двоечников». Особенно плачевная ситуация в 11 субъектах: в Тверской, Ивановской, Тульской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях, в Республиках Коми, Дагестан, в Саратовской, Иркутской областях и Республике Бурятия, — подчеркнул министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень. — Средний процент исполнения программ в этих регионах не достигает 20%.

Невыполнимая цель

Заявление главы Минстроя РФ прозвучало как гром среди ясного неба на фоне позитивных отчетов региональных и муниципальных властей о расселении аварийного жилья в Казачинско-Ленском, Слюдянском и Усть-Кутском районах, Иркутске, Зиме, Свирске, Черемхово, Усолье-Сибирском и других муниципалитетах. Однако оказалось, что областное правительство уже несколько месяцев пытается добиться от федерального центра, чтобы региону изменили целевой показатель расселения аварийного жилья на этот год.

— Распоряжением правительства РФ установлено, что 94 тыс. кв. м аварийного жилья до конца этого года нужно ликвидировать во взаимодействии с Фондом содействия реформированию ЖКХ. А в рамках региональных программ — более 177 тыс. кв. м. Это 67% аварийного жилья, расселяемого по областным программам за все четыре года, — рассказала «МК Байкал» Марина Садовская. — Это невыполнимый объем, поскольку он не подтвержден никаким финансированием. На строительство этих квартир потребовалось бы 10 млрд рублей из бюджета региона.

Когда областные чиновники обнаружили в распоряжении правительства РФ баснословный целевой показатель на этот год, они вступили в переписку с федеральным центром. «Мы написали письмо о том, что не сможем расселить такой объем аварийного жилья за счет бюджета, при этом остальные показатели готовы выполнить к концу года, — пояснила министр. — После длительной переписки с Минстроем РФ и Фондом реформирования ЖКХ была достигнута договоренность о том, что в ближайшее время этот объем будет перераспределен равными долями на следующие годы».

Более реалистичный план министерства, подкрепленный существующим финансированием на этот год — около 3,3 млрд из федерального, областного и местного бюджетов — к началу этого месяца выполнен на 61%. По состоянию на 1 ноября для переселяемых граждан построено 63,4 тыс. кв. м жилья. Из аварийного жилищного фонда площадью 34,2 тыс. кв. м расселено порядка двух тысяч человек.

При этом в отдельных муниципалитетах все же имеет место срыв сроков строительства домов для переселенцев. Так, в Усолье-Сибирском исполнение двух муниципальных контрактов перенесено на три месяца из-за сбоев в работе подрядчиков. В Шелехове почти на четыре месяца сдвинулись сроки по трем контрактам из-за обнаружения неустойчивых грунтов на стройплощадках, а в поселке Магистральном Казачинско-Ленского района нарушены сроки сразу по 14 контрактам — из-за ошибок застройщиков и отсутствия их контроля со стороны поселковых властей. Минстрой Приангарья теперь добивается, чтобы местная администрация передала полномочия по контролю строительства районным властям.

Несмотря на все сложности, в регионе планируется ввести все запланированные дома, а подрядчикам местные администрации предъявят штрафы, которые по требованию Фонда ЖКХ повышены до пяти тысяч рублей за день просрочки сдачи каждой квартиры. Неисполнение контракта в министерстве ожидают только от одного подрядчика в Усть-Илимске, который сейчас имеет все шансы не успеть ввести дома в установленный срок — до 20 декабря. Но даже с учетом неввода этих домов, процент исполнения программы расселения аварийных домов в регионе ожидается высоким.

Северное разгильдяйство

Иркутская область, вошедшая в число регионов-лидеров по объемам аварийного жилья, которое властям необходимо расселить, оказалась в «черном» списке и по качеству новых домов для переселенцев. В реестр, составленный Общероссийским народным фронтом, с июля по ноябрь также помимо Приангарья вошло десять субъектов РФ, а еще восемь, вероятно, попадут туда после проверки.

— Мы занимались мониторингом качества домов, построенных для переселенцев из аварийного жилья, с лета этого года, — рассказал «МК Байкал» член регионального штаба ОНФ и руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Иван Брилка. — Иркутская область большая, и немало застройщиков выполняет работы с очень достойным качеством. Но в отдельных муниципалитетах мы наблюдаем обратную картину. Безобразная работа подрядчиков выявлена в селе Казачинское и поселках Магистральный и Улькан Казачинско-Ленского района.

В отличие от других муниципалитетов региона, где дома для переселенцев строятся из современных материалов, в этих удаленных северных поселках для людей возводятся дома из древесины. В наиболее критическом состоянии общественники обнаружили дом многодетной жительницы Казачинского Ольги Потаповой, построенный по программе переселения аварийного жилья. Семья ожидала новое жилье более 20 лет, но в новом доме, сданном в эксплуатацию в 2012 году, обнаружились серьезные проблемы с отоплением. Зимой новоселам приходилось круглосуточно топить печь и ночевать в верхней одежде.

После проверки ОНФ, которая выявила эти проблемы, подрядчик начал устранять недоделки и выяснил причину неработоспособности отопления — заводской брак печи со встроенным электрическим бойлером, который удалось обнаружить только зимой. Оборудование производитель заменил, а застройщик утеплил стены и поменял в доме дверь. Это, как отметили в областном Минстрое, можно было сделать и раньше, если бы жительница самостоятельно пожаловалась на недоделки властям.

Разрушительная сила привычки

Отдельные переселенцы не только стоически существуют в недобросовестно построенных домах, но и активно способствуют их разрушению. Так, в одной из квартир для переселенцев пожилой мужчина принципиально не пользовался ванной, а обливался из жестяного таза, стоя на полу, как привык делать это в бане. Естественно, пол промок и линолеум зацвел. По требованию жильцов в ванной комнате сделали гидравлическую резиновую «коробку». Однако, как говорят в министерстве, если человек, к примеру, кидает ножи в гипсокартон и не хочет отказываться от этой привычки, рано или поздно стена развалится, какими бы золотыми гвоздями ее не укрепляли.

Несмотря на свою абсурдность, пример со стеной практически взят из реальной жизни. Многие переселенцы в сельской местности действительно не понимают, как обращаться с гипсокартоном, которым обшиты стены. Новоселы то и дело прикручивают тяжелые кухонные шкафы к гипсовым листам вместо того, чтобы крепить их к металлическим направляющим. В результате мебель падает со стен, оставляя на них дыры. А в одной из квартир ребенок по привычке пнул стену, и в ней образовалась брешь.

Впрочем, в ходе общественных проверок выявлены и вполне объективные недочеты строительства. В некоторых домах застройщику пришлось отремонтировать навесные потолки, которые порвались из-за того, что деревянный дом повело, в других были неправильно организованы септики, выбран пиломатериал для пола и стен неподходящего качества.

— Мониторинг ОНФ набирает обороты по всей стране, и мы благодарны им за эту работу. Замечания приняты, работы над ними идут, — подчеркнула Марина Садовская. — До недавнего времени у министерства не было полномочий по проверке качества. Этим занималась служба государственного и строительного надзора Иркутской области, но и она инспектировала только дома выше трех этажей. Теперь при министерстве создан специальный отдел, который занимается контролем качества жилья. Кроме того, у муниципальных властей по-прежнему остаются полномочия по отбору подрядчиков и контролю строительства.

Качество жилья для переселенцев из аварийных домов в Иркутской области, по данным ОНФ, не худшее в России. Так, по словам сотрудника исполкома общественной организации Сергея Ширшова, в Брянске, например, пришлось расселять уже новопостроенные дома, после того, как туда переселились люди. Но главное, как отмечают члены регионального штаба ОНФ, выявленные нарушения в северных поселках Принагарья активно устраняются. «Мы будем отслеживать этот вопрос, пока идет программа, до 2017 года, — отметил Иван Брилка. — И вместе с исполнительной властью региона исправим сложившуюся ситуацию».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру