Театр бессмертен, как и душа

В этом убедились участники «Театральных каникул» на Байкале

Два дня, проведенные с участниками IV Всероссийского фестиваля детских и юношеских любительских театров, который состоялся в Байкальске 5-10 ноября 2014 года, стали для корреспондентского десанта «МК Байкал» моментом осознания светлых истин об отечестве, о современниках и «младом, незнакомом племени» сегодняшних мальчишек и девчонок. Здесь, вместе с юными театралами из разных населенных точек Зауралья, мы совершили паломничество к священному озеру. И его задушевная волна, оказавшаяся на удивление теплой и ласковой, смыла с души всю мутную пену расхожей медийной мифологии, вольно-невольно впитанной через зомбо-ящик. Открылось вдруг, с непогрешимой ясностью, что сегодняшняя Россия жива не заклинаниями вокруг санкций, не причудливыми законодательными антраша, не резвым криминалом и уж тем более не ошалелым гламуром. В ее сокровенных глубинах, в глубинках бурлят гуманитарные искания, живут детские любительские театры, работают самоотверженные педагоги, поддерживающие драгоценный огонь Прометея в юных сердцах. Они учат ребят думать, ставить и решать для себя нешуточные бытийные вопросы, переживать глубокие чувства, осознавать себя. Это наглядно и доказательно показали привезенные на фестиваль спектакли, отобразила вся атмосфера творческого общения на межрегиональном празднике Мельпомены.

В этом убедились участники «Театральных каникул» на Байкале
Фото Марины Свининой

- Во всем чувствовался неподдельный творческий дух, - делится впечатлениями член жюри, заслуженный работник культуры РФ, театральный педагог-режиссер Валерий Кирюнин. – Нельзя не отметить превосходный драматургический материал, который привезли участники, высокое качество литературы и глубину ее осмысления. Посмотрите, в репертуаре детских коллективов классика – Островский, Гоголь, Экзюпери; история выдающегося детского писателя США Доктора Сьюза про слона Хортона – своеобразное философское размышление о личности; ответственная даже для опытной труппы пьеса «Собаки» - о праве отверженных и беззащитных на человечность и милосердие. Лубочная, казалось бы, сказка Владимира Илюхова «Чур меня, Чур!» - тоже не просто ради фольклора выбрана, не ради ярких пословиц и прибауток. У маленьких артистов из Читы она стала живой иллюстрацией того, как темные силы охотятся на активных, харизматичных и озорных своевольников, как праздник непослушания может обернуться непоправимой потерей себя. Я могу много и горячо рассказывать практически о каждом из театральных опытов, которыми поделились с нами участники «Театральных каникул», все они несли в себе концентрированный заряд мысли, чувства и света. И это, конечно, заслуга, прежде всего, режиссеров этих детских театров. Эти люди вызывают огромное уважение, великую симпатию. Потому что это не «групповоды», как я порой называю функционеров от преподавания, не та «продленка», которой абы чем занять шалунов. Нет! Это настоящие подвижники, умеющие и берущие на себя труд и смелость говорить с детьми о важных, серьезных вещах, обеспечивающие их личностный и, не побоюсь этого слова, духовный рост. Это дорогого стоило – поработать на таком фестивале, пообщаться с этими щедрыми людьми, заглянуть в открытые ясные глаза юных театралов.

Нынешние «Театральные каникулы на Байкале» уже четвертые, три фестиваля прошли в Ангарске и вот, наконец, состязание детских театров состоялось прямо на берегу уникального сибирского озера. Праздник творчества набирает рост, глубину, обретает новые яркие краски.

Герои российской провинции

Организаторами Всероссийского детского и юношеского фестиваля «Театральные каникулы на Байкале - 2014» стали министерство культуры РФ, Государственный Российский Дом народного творчества, министерство культуры и архивов Иркутской области, Иркутский областной Дом народного творчества, администрация Слюдянского района, ДК «Юбилейный» города Байкальска. На площадке гостеприимного ДК «Юбилейный» встретились 13 детских коллективов Сибири и Дальнего Востока. Ценно назвать их все, чтобы читатель понял, в каких отдаленных и невеликих географических точках ребятишки трудятся на подмостках. Вот участники фестиваля - любительские коллективы и их руководители: «Пластилин» из Кемеровской области, Елена Анпилогова, «Вдохновение» Ленинск-Кузнецкий, Елена Чернышова, Кызыльский театр юного зрителя, Айлана Чадамба, «АРХАТ» из села Тасеево Красноярского края, Евгений Федосеенко, детская студия народного театра «РА вестник» из поселка Шушенское, Антон Пузынин, «Зеркало» из Иркутск, Каролина Полесье, «ДиВо» из Чуны, Лира Баранова, «Люди», Байкальск Оксана Нагаева, «Белая ворона» из Чита, Марина Сатарова и школа-студия при театре «ВокзалЪ», Елена Домошенкина, «Движение вспять» из Шилки, Юрий Арсентьев; «Веселые ребята» из Хабаровска, Анна Мартюшева, «Сорванец» из Приморья, Людмила Колобова.

Фото Марины Свининой

Сказочный сад и его обитатели

Для ребят из разных городов и весей, увлеченных театром, бесценным опытом стали и просмотры спектаклей, и бережные замечания авторитетного жюри, и знакомство с батюшкой Байкалом, и встреча друг с другом, которая, стоит надеяться, перерастет в хорошую творческую и человеческую дружбу. Удивительно теплый, сказочный прием устроил для них Байкальск и ДК «Юбилейный», директор которого Алексей Нагаев – сам увлеченный театрал, режиссер народного театра-студии «Люди». Байкальский Дом культуры – настоящий центр творческой жизни местной детворы, в котором каждому мальчишке и каждой девчонке открыты возможности художественного развития, распахнуты двери в чудесный мир души. Здесь ошеломленных гостей пением птиц заворожил роскошный зимний сад, позвала в погоню за приключениями декоративная тропинка с горбатым мостиком, на котором какой-то клоун-великан оставил свои исполинские ботинки, на импровизацию настроило приветливое мигание цветных огоньков и ровный свет парящих над головой фонариков. Вход в театральную студию, где, конечно же, побывали юные пилигримы, имитирует кружевной теремок с козырьком над дверью. А за ней – поразительные чудеса закулисья: волшебное зеркало преображения, увенчанное инкрустацией и классическим завитком, пол, хранящий цветные «следы» театральных персонажей, стол с подсвечником под скатеркой с отпечатками чих-то прикосновений, трагическая маска Пьеро над условным камином, взлетевший к потолку стул, чернильница с большим белогривым пером… Здесь все дышит тайной и волнением, все одухотворено и влекуще. Студия оформлена с большой любовью и фантазией.

Бесценные уроки

Атмосфера любви, фантазии, живого театрального экспромта царила и на фестивале. Кроме конкурсных спектаклей, участники смогли посетить мастер-классы по сценической речи и сценическому движению, которые провели для них иркутские театральные педагоги, вдохновители молодежного камерного театра-студии «Браво» Ольга Кашкарева и Сергей Помазан, искренне повеселились на презентациях друг друга, много нового узнали на круглых столах. Незабываемой стала для них неформальная встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Она превратилась в эстафету стихов о том героическом времени, собравшиеся вспоминали и читали друг за другом проникновенные строки, а в конце хором спели фронтовую песню «Эх, дороги, пыль да туман». Так, каждый день, каждый час «Театральных каникул» нес и юным артистам, и взрослым их наставникам и судьям, и даже нам, наблюдателям, заветы сакральных ценностей, уроки чистых, воодушевляющих смыслов.

Рано читать панегирик

Своим позитивным культурным шоком от увиденного я поделилась с председателем жюри, заслуженной артисткой РФ, режиссером и драматургом, нашей землячкой Татьяной Уфимцевой:

- Не ожидала, что в каких-то затерянных поселках, в маленьких городах столько детей и подростков так пламенно, искренне и всерьез поглощены сценой! Мне казалось, современное поколение next и читать-то, кроме СМС-ок, ничего не хочет, и смотреть привыкло только экшн, хоррор, да клипы. А тут – лицедейство, классические сюжеты, драматургия идей, кульминация переживаний, даже катарсис!

- Ничего удивительного, хотя и фантастично! – отвечает Татьяна. – Вот ведь они эти дети, перед вами, живые, обыкновенные, на первый взгляд. Они тоже общаются в чатах, увлекаются компьютерными игрушками, пишут СМС-ки. Но все они приходят в театр, я думаю, не просто развлечься, поиграть, покрасоваться. Посмотрите на их лица, взгляните, как они открыты, общительны, полны светлых надежд, внимания и доверия к жизни, как влюблены в то, что они делают. Театр никогда не умрет. Потому, что каждому человеку насущно необходимо, кроме потребностей тела, еще и пе-ре-жи-вать! И за этим он идет на спектакль, плакать, смеяться, откликаться каким-то чужим судьбам, которые ему там подсовывают, а он включается и соучаствует в них, а уж потом, один на один с собой, начинает размышлять о своей роли в жизни. Это и есть движение души, ее рост, ее труд. Душа бессмертна, и театр бессмертен.

Организаторы «Театральных каникул» постарались отметить и поощрить все коллективы, прибывшие на творческий слет: практически никто не уехал без призов и подарков, каждому досталась награда в какой-нибудь номинации. Кто-то увез диплом фестиваля за любовь к игровому театру, кто-то – за авторскую дерзость в воплощении классики, иные – за оригинальное оформление спектакля или за лучший актерский дуэт, ансамбль, за яркие актерские находки. Активно и придирчиво работало на театральном любительском форуме не только авторитетное взрослое, но и детское жюри, оно тоже вынесло свои положительные оценки и вручило «верительные грамоты». Побежденных на празднике не оказалось, но главных победителей мы представим. Третье место отвоевал хабаровский театр «Веселые ребята» за спектакль «Люськины рассказы» Ирины Пивоваровой. Второе досталось читинской школе-студии при театре «ВокзалЪ» с постановкой «Чур меня, Чур!». Диплом первой степени увезла кузбасская труппа «Вдохновение», сумевшая справиться с жесткой, отнюдь не детской драматургией пьесы «Собаки», испытанной многими профессиональными театрами, причем не всегда безгрешно. Лучшими самодеятельными актерами признаны Даша Шакиро из Шушенского за роль Лиса в «Маленьком Принце» и Захар Масьянцев из Читы, воплотивший на сцене невероятно харизматичную Бабу Ягу из «Чур меня, Чур!». В определении работы, достойной гран-при, жюри было единодушно: высшую награду фестиваля присудили ребятам из поселка Шушенское, оригинально, свежо и чистосердечно показавшим нетленную историю Маленького Принца Экзюпери. Член жюри, маститый театральный критик Сергей Захарян, отзываясь об успехе шушенцев, не пожалел самых теплых слов:

- За долгую сценическую жизнь творение Экзюпери успело обрасти каким-то налетом поверхностной сусальности, покрыться патокой фальшивого прекраснодушия, потеряло свою первозданную сокровенность и пронзительность. Маленький Принц был для меня замуслен проповеднической интонацией, захватан липкими пальчиками морализаторства. Во многих постановках он стал каким-то декларативным и заоблачным, а ведь у автора речь идет о живых и острых реакциях на реальную жизнь, происходящую здесь и сейчас, непредсказуемую, алогичную, грозящую сквозняками, ожогами и даже смертью. Все это я вновь обрел, когда смотрел спектакль студии из Красноярского края. Я вновь почувствовал себя участником этой истории, обитателем этого идеального пространства, где живет дух и страдает сердце. Вы вернули мне Маленького Принца, ребята! Огромное за это спасибо!

Фото Марины Свининой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру