Жизнь в двух мирах

Мусульмане Приангарья празднуют Курбан-байрам

Ранним утром 4 октября, едва показалось солнце, в Иркутской мечети началась торжественная молитва. Голос имама звучал в студеном воздухе, далеко раздаваясь на улице Карла Либкнехта. Помогал ему микрофон: священные слова из Корана должны были слышать порядка пяти тысяч мусульман, заполнивших храм, окруживших его во дворе и за его пределами, чтобы сообща отметить главный праздник ислама — Курбан-байрам.

Мусульмане Приангарья празднуют Курбан-байрам
Фото Тимура Балашова с сайта РИА IrkutskMedia

Курбан-байрам, или Ид аль-адха — праздник жертвоприношения, кульминационное завершение хаджа — паломничества в Мекку. Этот день является для мусульман символическим воспоминанием древних сакральных событий. Праотец Ибрагим, послушный Всевышнему, готовился принести в жертву своего первенца Исмаила, и, когда эта великая жертва была уже почти принесена, ангел Джебраил возвестил, что Бог не желает гибели сына Ибрагима. Вместо Исмаила на алтарь был послан барашек. Так Всевышний испытал преданность своего слуги Ибрагима и заповедал верующим не проливать человеческую кровь. В память о тех удивительных и чудесных временах мусульмане всего мира ежегодно приносят в жертву животных — баранов, быков и коров. Состоялось такое жертвоприношение и в Иркутске, на территории предместья Жилкино. В Коране говорится, что не дойдут до Всевышнего ни мясо, ни кровь жертв, а дойдет богобоязненность верующих. Все, что совершается в освященные дни Курбан-байрама, должно совершаться во имя Бога, во исполнение Его воли и предписаний. Мясо убитого скота делится на три части. Одна часть остается семье, другая раздается как помощь нуждающимся, третья идет на угощение гостей. Никогда жертвенное не становится предметом торга.

— Само слово «курбан» — от тюркского «курба», что означает «близко», — объясняет муфтий Иркутской области, имам-хатыб Иркутской мечети Фарид Мингалеев. — Главный смысл этого большого торжества — духовное приближение к Аллаху. Нам следует устремляться к нему во всех своих мыслях, чувствах и поступках. Во все дни праздника мы совершаем особое возвеличивание Всевышнего — такбир: повторяем слова, сказанные свыше пяти тысяч лет назад у алтаря Ибрагимом, сыном его Исмаилом и ангелом Джебраилом. Эти слова — хвала Богу, они возвещают следующее: «Аллах Всевелик. Нет Бога кроме Аллаха, и Он Величайший. Аллах Величайший».

— Поскольку праздник является завершающим хадж, скажите, есть ли сейчас в Мекке паломники из Иркутской области?

— Есть. Не менее десяти человек. Возможно, больше. Ведь некоторые верующие могли отправиться к святыне, минуя нашу мечеть. Мекка — освященный город в горах Саудовской Аравии. Здесь еще в незапамятные времена по преданию Адам построил первый дом для поклонения Богу. Потом Мекку вновь отстроили Ибрагим с Исмаилом. Сюда, к древнему храму Каабе, паломничества совершались даже во времена язычества, пока пророк Мухаммед не очистил Каабу от идолов и не призвал поклоняться Единому Творцу. В Мекку на праздник Ид аль-адха ежегодно съезжаются порядка трех миллионов мусульман. Отрадно сознавать, что среди них есть и наши земляки. Вернувшись домой, эти люди непременно расскажут о своей встрече со святыней. Это большое событие и для семьи верующего, и для всей общины. Хаджа, как принято, собирает у себя много гостей, делает угощение, раздает воду из источника Зам-Зам, подарки, привезенные из путешествия.

— Что за источник?

— В главной мечети всех мусульман Аль-Харам, в древней Каабе, есть святой источник. Когда Ибрагим оставил свою жену Хаджар с младенцем Исмаилом в пустыне, мучимая жаждой, женщина искала воду, поднимаясь на горы Сафа и Марва. Бог не оставил мать и ребенка без помощи. Спасительный источник Зам-Зам забил из земли там, где коснулся тверди ангел Джебраил. Сейчас этот источник находится прямо в нескольких метрах от Черного камня. Вода из него наделена чудесными свойствами. Считается, что в воде Зам-Зам содержится исцеление от всех болезней. Паломники развозят ее по всему миру.

— А что за диковина — Черный камень?

— Он находится прямо в одной из стен Каабы. По преданию это камень из рая. Когда-то, подаренный Всевышним Адаму, он был белым яхонтом, но со временем почернел от человеческих грехов. Каждый паломник старается поцеловать этот камень, ведь его целовал еще сам пророк Мухаммед. Хадж — хождение в Мекку — традиция великого очищения. Совершившему хадж по всем правилам и с чистым сердцем Аллах прощает все прегрешения, человек становится таким безгрешным, будто только что родила его мать.

— Вы тоже совершали хадж, имам Фарид?

— Слава Всевышнему, дважды, в 1999 и в 2007 годах. Оба раза по милости. Первый раз я был одним из 300 мусульман России, приглашенных королем Саудовской Аравии. Второй раз — в составе группы верующих, которым путевки оплатил один из состоятельных сынов ислама. Могу засвидетельствовать о чуде, которым сопровождалась моя первая поездка в Мекку. Я потерял деньги на обратную дорогу до Москвы. И, представьте себе, мне оказал помощь — саадаку, как это у нас называется, один из паломников. Он не знал, что я нуждаюсь, я никому ничего не говорил. Но почему-то человек решил сделать мне пожертвование, и как раз на ту сумму, что у меня пропала.

— Бог усмотрел.

— Да, именно так.

Община иркутских мусульман, по словам муфтия, серьезно выросла с тех пор, как Фарид Мингалеев возглавил ее в 1997 году. Тогда на молитву приходили единицы мужчин. Сегодня каждую пятницу молится столько народу, что часть остается во дворе, храм не может вместить всех. Конечно, большую часть верующих составляют приезжие. Состав прихожан все время в движении. Кто-то возвращается на родину, кто-то оседает здесь, получает российское гражданство, все время прибывают новые люди. Многонациональная община объединена мусульманскими традициями и ценностями, молитвенной дисциплиной, просветляющим словом Корана. Здесь, на территории мечети, царят мир, взаимное уважение людей, радеющих о своей духовной жизни. Особенно ценны молитва и проповедь для тех, кто оторван от дома, от семьи, от привычного уклада и быта.

— Я вижу, что ислам поддерживает людей, дает им силу, оптимизм, надежду на лучшее, — говорит мулла Фарид. — Знаю, что некоторые из приезжающих к нам на работу, особенно молодежь, не ходят в мечеть, забывают свои духовные традиции. Таким я желаю прийти к нам, почувствовать себя частью большой мусульманской семьи. Мусульмане жили в Иркутске с самого основания города, а ему уже скоро исполнится 350 лет. Нашей мечети 116 лет, в Пивоварихе мечеть действовала в 1860 году, если верить архивным данным. Мусульманская конфессия — одна из традиционных и крепких в Приангарье. Для каждого, рожденного в мусульманской среде, важна кровная связь с духовным источником. Человек должен стараться для обоих миров. Как предписано нам в Священном писании, «живи для вечности так, как будто завтра умрешь, а для этого мира — словно будешь жить вечно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру