Мазут для эндемиков

Маломерные суда сливают в Байкал подсланевые воды

26 июня 2013 в 13:49, просмотров: 1592

В самое глубокое озеро на планете — Байкал, содержащее почти 20% пресной воды от мирового запаса, туристические суда нещадно сливают из трюмов пропитанные нефтепродуктами подсланевые воды. Ситуация получается абсурдная, ведь владельцы судов, рассказывая туристам о красотах и уникальности озера, его эндемиках и прозрачности воды, в желании сэкономить бессовестно сами же его уничтожают. По закону они обязаны утилизировать опасные воды, образующиеся в результате смывов с двигателей, которые могут содержать до 20% нефтепродуктов. Но все дело в том, что это достаточно дорого и сдать подсланевые воды можно только в одном месте на всей акватории озера — на теплоходе «Самотлор» в порту «Байкал», принадлежащем Восточно-Сибирскому речному пароходству. Естественно, редко кто специально с этой целью пойдет через все озеро. Вот и сливают, где придется, в надежде, что природа сама с этим справится, а их никто не поймает и не привлечет к ответственности. В связи с этим правительство Иркутской области уже заявило о намерении создать на Байкале сеть современных причальных и гидротехнических сооружений, оборудованных приемными пунктами сбора хозяйственно-бытовых и подсланевых вод, а также системы экологического и метеомониторинга.

Мазут для эндемиков

«По Байкалу ходят около 400 дизельных судов типа «Ярославец» водоизмещением 40 тонн, которые занимаются в основном туристическим бизнесом, — рассказал доктор химических наук, академик, директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев. — Именно в их трюмах скапливаются подсланевые воды, которые необходимо утилизировать, а ни в коем случае не сливать на побережьях Байкала. Но за этим никто не следит, контроля нет, да и доказать что-либо сложно».

По словам Михаила Грачева, ученые уже около десяти лет поднимают этот вопрос и обращались практически ко всем губернаторам Приангарья с предложениями создать сеть пунктов по приемке пресловутых вод. «На побережье Байкала множество причалов, от которых соответственно проложены дороги, — отметил академик. — И именно там можно организовать пункты по сбору хозяйственно-бытовых и подсланевых вод. Первые отправлять на ближайшие полигоны и очистные сооружения, а вторые на переработку, например, на АНХК и другие предприятия в соседних территориях. В частности, нефтехимическая компания имеет ресурсы, чтобы дешево обеззараживать данные воды».

Экспедиция сотрудников Лимнологического института еще в мае текущего года обнаружила рядом с поселком Листвянка между мысами Березовый и Сытый слив нефтепродуктов. Михаил Грачев рассказал, что на данном участке берег и акватория были сильно испачканы, а концентрация вредных веществ просто зашкаливала. Вызванные на место сотрудники МЧС констатировали, что в водоем слито около 400 литров подсланевых вод. При этом, со слов спасателей, это типичный случай и излюбленное место владельцев туристических судов для опорожнения трюмов. Академик возмущен тем, что в этой ситуации не было принято никаких мер. Случай был только зафиксирован, даже не выставлялись сорбирующие боновые заграждения, а налетевший в скором времени шторм просто смыл все отходы в озеро. «Байкал спасает только то, что в нем живут микроорганизмы, способные очень быстро перерабатывать нефть», — отметил ученый. Но если люди будут продолжать безжалостно загрязнять неповторимое по своей красоте озеро, природа может не справиться.

Как решается этот вопрос в соседней Бурятии, выяснить не удалось. В соответствующих ведомствах лишь смогли сообщить, что пунктов для приемки отходов с маломерных судов у них нет, и средства на решение этой проблемы не предусмотрены.

Между тем иркутские региональные власти, видимо, все же услышали ученых и заявили о том, что в ближайшее время на Байкале появятся места, где можно будет утилизировать отходы из трюмов. Для возведения сети современных причальных и гидротехнических сооружений, оборудованных приемными пунктами, планируется привлечь средства инвесторов, федерального и областного бюджетов. «По словам заместителя губернатора Иркутской области Ларисы Забродской, в рамках договоренностей, достигнутых во время рабочей встречи губернатора Приангарья Сергея Ерощенко с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, региональным правительством совместно с одним из структурных подразделений компании разрабатывается методология реализации этого проекта в форме государственно-частного партнерства, — рассказали в пресс-службе регионального правительства. — Итогом этой работы станет пакет нормативно-правовых актов и план действий по реализации проекта». Лариса Забродская подчеркнула, что проект создания транспортной инфраструктуры на Байкале включен в государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Ученые же не останавливаются на единственном варианте, предлагая разные способы решения этой проблемы. «Можно перевести байкальские суда на газовое топливо, которое не дает подсланевых вод, — отметил Михаил Грачев. — Еще один вариант — электродвигатели». Но если давление на совесть не поможет, лучшим выходом будет вести космическое наблюдение, обязав оборудовать все суда системой ГЛОНАСС, и ужесточать наказание. Ученый подчеркнул, что изначально функции по защите озера от загрязнений должен выполнять Росприроднадзор, но ведомство занято в основном кабинетной работой. Антропогенная нагрузка на Байкальскую природную территорию растет год от года, что приводит к заметным негативным изменениям в экологической системе озера. Бюрократия и формальный подход могут довести до того, что Байкал будет весь изгажен, и микроорганизмам не хватит сил очистить воду.



    Партнеры