Как победить семейного тирана

знают инициаторы создания кризисного центра в Иркутске

Бездуховность и низкая культура в обществе, гендерные и сексуальные проблемы оборачиваются насилием в семье. Именно на близких и беззащитных домочадцев мужчине легче всего выплеснуть свою агрессию. И сделать это можно абсолютно безнаказанно, поскольку все это будет похоронено за стенами квартир. Женщины, как правило, запуганы и зачастую не могут защитить ни себя, ни детей. Органы правопорядка предпочитают не вмешиваться в кухонные разборки, дело это неблагодарное, да зачастую и бесполезное. Ситуация становится серьезно опасной для жизни, когда домашний тиран к тому же еще алкоголик или наркоман. Тогда женщина, замученная и забитая, вполне может оказаться с детьми на улице, без денег, работы, помощи близких людей. Куда ей податься? От кого ждать помощи? Волонтеры Иркутска решили создать в Иркутской области Центр помощи гражданам, пострадавшим от семейного насилия, и назвать его «Мария» и обратились за поддержкой к местным властям.

знают инициаторы создания кризисного центра в Иркутске

По словам автора проекта, центр поддержки «Мария» необходимо создать по типу социальной деревни, где женщины смогли бы трудиться и обеспечивать себя, а не праздно сидеть перед телевизором, бездельничать и предаваться депрессии. Именно такой неэффективный способ решения подобных проблем имеет место в Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Подмосковье. Ошибка их организаторов состоит в том, что женщины здесь находятся краткосрочно и живут в условиях общежития. Авторы иркутского проекта предлагают создать не общагу временного пребывания, а реабилитационный центр, в котором женщина смогла бы находиться и себя содержать столько времени, сколько ей потребуется для того, чтобы встать на ноги и обрести точку опоры в жизни. Авторы предлагают для начала разработать проект для размещения 50 женщин. Идея такой деревни позаимствована из опыта Европы, где мамы с детьми живут и трудятся, успешно обретая самодостаточность.

«С тех пор как мы начали работу около двух лет назад в виде волонтерского движения, к нам часто обращаются женщины, находящиеся, как они думают, в безвыходной ситуации, — говорит руководитель проекта, заместитель директора АНО «ИРЦСПП» Наталья Кузнецова. — Некоторые оказываются на улице с маленькими детьми, потому что не могут терпеть регулярные побои мужа. Тогда мы почувствовали необходимость создания этого проекта. Ситуации бывают разные, и особенно тяжело беременным. Я надеюсь, наш центр сможет помочь многим, особенно очень молодым мамам, которые решили оставить детей в роддоме, потому что от них все отвернулись. Ведь если мы им предложим помощь, они смогут встать на ноги, им будет проще изменить свое решение и не расставаться с ребенком».

И волонтерам нужна поддержка

Уже решено, что социальная деревня расположится в Иркутском районе на базе бывшего учреждения здравоохранения, находящегося в областной собственности. В кризисном центре планируется создать швейные мастерские, организовать обучающие курсы. На приусадебном участке решено разбить огород, где подопечные смогут выращивать продукцию для себя и детей, завести небольшое фермерское хозяйство, в дальнейшем, возможно, появится пекарня. Женщинам будут помогать в трудоустройстве и при необходимости — в переобучении. Сейчас готовится договор с центром занятости, в рамках которого «Мария» сможет направлять подопечных на курсы обучения.

По словам Натальи Кузнецовой, основной задачей центра все же является сохранение семьи. Для соблюдения прав детей налажено взаимодействие с органами опеки и попечительства и уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. На вопрос, не будет ли такого, что бесплатной помощью начнут злоупотреблять, Наталья Кузнецова ответила, что в данном случае с каждым будут работать индивидуально. «Обман раскрывается быстро. Помощь оказывают психологи и юристы, которые с легкостью выявят ложь, — говорит руководитель проекта. — Если у женщины взрослые дети, но ей просто негде жить, мы поможем устроиться на работу или отправим к родственникам. Срок пребывания в центре с каждой женщиной будет определяться индивидуально, особенно если она беременна и ей действительно некуда пойти».

Идея создания центра родилась, когда первая женщина обратилась за помощью, оставшись одна без мужа и какой-либо поддержки. Тогда волонтеры помогли ей найти временное жилье. После этого через центр, который существовал на общественных началах в форме интернет-ресурса, прошли уже 70 женщин. При этом около 70% из них обратились из-за конфликта с мужьями, многие нуждались в жилье. Примерно половина из них все же вернулись в семью. В 2012 году проект был поддержан Автономной некоммерческой организацией «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи», имеющей опыт оказания адресных правовых и социальных услуг населению с 2007 года. В марте 2013 года создатели проекта обратились к жителям и предпринимателям региона с просьбой помочь в проведении ремонта в здании будущего центра. Сейчас помощь предложила только одна косметическая компания, которая готова выделить свою продукцию, в частности подгузники, бытовую химию, средства гигиены. Однако другие представители бизнеса пока не проявили заинтересованности.

По словам председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Татьяны Семейкиной, в здании, состоящем из нескольких корпусов, требуется провести большой ремонт стоимостью в несколько миллионов. «Самым лучшим решением будет вводить его частями, при этом необходимо выработать алгоритм действий, — говорит Татьяна Семейкина. — Мы предложили организаторам сделать это открытым проектом и попросить помощи у бизнеса, в рамках частно-государственного партнерства. В дальнейшем будем принимать участие в конкурсах на гранты, после чего можно рассчитывать на попадание в региональные программы. Это весьма актуальная тема, и сегодня мы должны привлечь внимание общества к ней».

Насилие не поддается счету

По заявлению Татьяны Семейкиной, привести статистику преступлений, совершенных в семье, практически невозможно, поскольку российские женщины привыкли скрывать свои проблемы и терпеть побои, просить помощи у посторонних людей в таких случаях у нас в обществе не принято. Как рассказал старший преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ Иван Глебец, чаще всего в форме насилия и агрессии проявляется комплекс неполноценности, а детей и вовсе используют как козлов отпущения. «Родители могут срывать на детях свое недовольство жизнью, ситуацией, да и просто гнев, раздражение, — отмечает Иван Глебец. — При этом в рамках российского менталитета не принято выносить сор из избы, и конфликты остаются в кругу семьи. Многие и вовсе считают, что они просто воспитывают детей, а не выплескивают на них агрессию, пользуясь выражением «меня в детстве били, и я нормальным вырос». С юридической точки зрения в России рукоприкладство запрещено, однако оно практикуется в культуре и традициях нашей страны».

Заведующий амбулаторным психотерапевтическим отделением Иркутского областного психоневрологического диспансера Владимир Салмин отмечает, что категория людей, пострадавших от семейного насилия, существует, однако в работе отделения она не фиксируется отдельно. Никто специально не ведет статистику обращений по семейному насилию. «Даже если мы будем выделять их в отдельную категорию, это не даст достоверной картины, — говорит Владимир Салмин. — Однако сейчас возникает еще одна проблема — потребность населения в хороших психологах гораздо выше, чем мы можем предложить. В медицинских учреждениях просто не хватает квалифицированных специалистов».

По мнению специалиста научно-практического центра СО РАМН, врача-сексопатолога Виталия Можаенко, область семейного насилия сейчас мало изучена, и говорить об этом начали совсем недавно. Школ серьезных нет, а психологическая служба в Иркутске работает всего около 10 лет. При этом хороших семейных психологов можно пересчитать по пальцам. «Насилие преследуются законом, поэтому люди, которые обращаются с такой проблемой, стараются ретушировать ситуацию, — говорит сексопатолог. — Ведь это равносильно заявлению «меня насилует муж», и если брать статистику обращений — она достаточно бедная». Сексуальное насилие можно рассматривать и как средство манипуляции, и как выход для агрессии, и как способ уничижения человека — формы насилия очень многообразны. Хотя порой это выливается в сексуальные игры, которые пара ведет на протяжении многих лет, а значит, в чем-то это всех устраивает. По словам сексопатолога, склонность к насилию — это особенность личности, которая закладывается в семье. «Сейчас семья часто подвергается деформации, и гражданские браки считаются вполне законными, — отмечает сексопатолог. — Это может служить причиной дисгармонии. Система человеческих отношений маргинализировалась, и это является отражением процессов, которые мы видим в обществе. Если раньше была идеалистическая модель взаимоотношений, то теперь ее сменила потребительская. Люди стали меркантильными и эгоистичными. Внес свою лепту и технический прогресс. Когда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, он чувствует себя никчемным и ущемленным и ищет способы самоутверждения через насилие».

Психологи и правоохранительные органы все как один заявляют, что отдельная статистика по семейному насилию в регионе не ведется. По скудным данным полиции, за два месяца 2013 года в отношении несовершеннолетних детей 38 раз совершались действия насильственного характера, в том числе 21 избиение. Привлечены к уголовной ответственности 20 мам и 31 папа. «Об этом не принято кричать на каждом углу, — отмечает сексопатолог. — Ведь это считается постыдным и унижает достоинство, тем более что в вашем грязном белье будут копаться посторонние люди. А изнасилование — это серьезная психическая травма, которая приводит к срывам и депрессиям». По его мнению, в обществе назрела необходимость формирования подобного кризисного центра. Ведь агрессия проявляется в обществе повсеместно, не только в семье, а женщина просто делается крайней, потому что она не может ответить мужчине. Особенно страшно, что от насилия часто страдают дети. Ведь в будущем ребенок осваивает модель поведения своих родителей и сам становится инициатором насилия в своей семье. По словам специалистов, молодые родители часто просто некомпетентны, и их реакция на непослушание, неуправляемость детей оборачивается агрессией. Поэтому необходимо обучать будущих родителей в семье и формировать в общественном мнении отрицательное отношение к проявлению насилия в семье.

Негативное отношение общества к насилию в семье можно сформировать только системными мерами по укреплению института семьи, материнства и детства. На решение этой сложной проблемы необходимо мобилизовать все здоровые силы в обществе. Необходимо, наконец, осознать, что российская семья сегодня находится под серьезной угрозой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру