Педагогика в духовных исканиях

Учитель будущего почти на подходе, убеждена министр Елена Осипова

Жизнь — это путь, состоящий из большого количества уроков, и главное место в ней занимает учитель. В роли учителя очень часто могут выступать люди, дарованные нам обстоятельствами. Они могут преподнести нам урок низости или предательства, подлости или трусости. Они могут попытаться ввергнуть нас в искушение или слабость, и как мы с этим справимся, будет зависеть только от нас самих. Воспарить или упасть, решать только нам, и этот выбор совсем не зависит от суммы знаний, накопленных в нашей голове. Жизненные задачи, или задачи нравственного выбора, мы решаем не интеллектом, а сердцем, хотя очень часто не отдаем себе в этом отчета. Чем добрее и чище сердце, тем сильнее дух. Зачастую мы этого не понимаем и понятия эти не связываем, но именно этим объясняется тот факт, что во всех проводимых педагогами опросах на тему «каким должен быть учитель?» дети отвечают: «Он должен быть добрым». Не потому, что они хотят, чтобы их жалели или с ними нянчились. Когда они говорят «добрый», они отвечают не разумом, а сердцем, потому что они дети и пока еще говорят то, что чувствуют. На самом деле в их представлении «добрый» — это полный любви, а значит, сильный духом, справедливый и честный. Для них учитель — это всегда пример, и человечество не знает других эффективных способов воспитания личности, кроме как воспитания на примере поступков других. Современная педагогика сегодня столкнулась с системным кризисом, и российские педагоги мучительно ищут пути выхода из него. 

Учитель будущего почти на подходе, убеждена министр Елена Осипова

Многочисленные дискуссии о том, каким должен быть современный педагог, не прекращаются, и для всех ясно только одно, что он должен быть современным. В запале этих дискуссий высока вероятность опасности выплеснуть вместе с вредным и бесполезным и ребенка. В данном случае метафора обретает прямое значение. В результате дискуссий о модернизации образования из педагогики может исчезнуть ребенок как таковой. Министр образования Иркутской области, педагог с двадцатилетним опытом, кандидат педагогических наук, преподаватель академии педагогического образования Елена Осипова, несмотря на различные модернизационные веяния, глубоко убеждена в том, что российская педагогическая наука имеет свои глубокие традиции, опирающиеся на российскую ментальность. Главная из них — высокая значимость личности педагога, в то время как западные подходы стремятся к унификации понятия «учитель» и нивелированию воспитательной функции педагогики.

— Елена Александровна, новый закон об образовании, в котором заявлены новые государственные федеральные образовательные стандарты, в разы повышает требования к профессиональным качествам педагога. И возникает вопрос, насколько профессиональное сообщество способно решать поставленные государством и обществом задачи?

— Это очень больной вопрос, мы постоянно с ним сталкиваемся, потому что без его решения говорить о выполнении стандартов вообще невозможно. Глубина проблемы в людях, то есть в самих педагогах. Многие из них выходцы из тоталитарной педагогической школы, с ее единообразием во всем. Старые подходы культивировали методы, когда ученик действовал под команду учителя, и монополия педагога на знания была абсолютной. В современном мире мобильных технологий такие подходы уже невозможны. Дети стали совсем другие. Они с пультом в руке рождаются и вырастают в очень подвижном информационном пространстве. А у нас до сих пор тетрадь, ручка, карандаш. Это из другой эпохи. В таких условиях учителю очень сложно оставаться для них незыблемым авторитетом, и остро встает проблема мотивации получения знаний именно из уст учителя и именно в школе. Образование из назидательного процесса, когда транслятором был только учитель, превращается в многосложный процесс с большим количеством субъектов, и ребенок в нем уже не объект воздействия, а также субъект. И задача современного учителя, разумеется, усложняется тоже, потому что центров воздействия на сознание ребенка становится очень много. А раньше он был практически один. Теперь от учителя требуется не просто дидактика и трансляция как из единого непререкаемого центра, а организация самостоятельной деятельности ребенка в получении знаний. Иными словами, современный педагог должен помочь ребенку выбрать верные ориентиры и направить процесс его развития в правильное творческое русло, без давления, чтобы ребенок в этом процессе занимал активную позицию, чтобы у него была ответственность за свои поступки и возможность самостоятельно выстроить свою жизненную траекторию. Такую задачу сегодня ставят перед педагогом новые образовательные стандарты, и ее решение дело не одного дня.

— А насколько она вообще выполнима, если учесть, что для ее решения в первую очередь необходимо модернизировать сознание педагога тоталитарной советской школы? То есть для того, чтобы со всем этим справиться, нам нужно сначала учителя переучить?

— Именно так. Но это не так безнадежно и невыполнимо, как может показаться на первый взгляд, несмотря на то, что среда и педагоги как носители идей меняются медленней, чем нам хотелось бы. Ведь все относительно, с точки зрения исторической ретроспективы эти процессы происходят стремительно, и мы это наблюдаем. Посмотрите, как активно обмениваются опытом педагоги в социальных сетях. А как быстро произошел процесс компьютеризации школы. Еще 10 лет назад число педагогов, владеющих компьютерной грамотностью, было низким, сегодня это даже не обсуждается. На наших глазах школа переживает революционные преобразования, и педагоги, несмотря на то, что проблема кадрового старения в ней стала общим местом, с этим справляются.

Свою задачу как министерства мы видим в создании качественно новой профессиональной среды. Добиться этого можно двумя способами. Первый — профессиональная переподготовка, которую мы пытаемся организовать. Не просто стажировка в институте повышения квалификации, как это было раньше, а переобучение педагога через прогрессивную практику. Не просто чтение лекций, а стажировки, постоянный обмен опытом и прорывными технологиями. Вот наш ежегодный образовательный форум. В этом году он стал юбилейным, десятым, и из областного уже перерос в межрегиональный. На нем были продемонстрированы серьезные находки, инновационные прорывы, потому что мы изменили его формат и сделали его не просто как площадку для обмена педагогическим опытом, а привлекли в качестве участников ученое сообщество, детей и родителей. С другой стороны, мы понимаем, что какие бы титанические усилия по модернизации сознания педагогов мы ни предпринимали, существуют объективные факторы, ограничивающие наши возможности. Поэтому второй способ решения проблемы — это воспитание педагога новой формации. Новыми государственными стандартами нам поставлена задача, чтобы к 2018 году 25 процентов педагогического коллектива было представлено специалистами в возрасте до 30 лет.

— И как это сделать? Пожалуй, это будет куда сложнее выполнить, чем переобучить действующего зрелого педагога, ведь высшая школа, которая занимается подготовкой педагогических кадров, в еще большем кризисе. Да и с социальным статусом этой профессии большие проблемы.

— Не все так безнадежно, как выглядит на первый взгляд. За последние три года очень много сделано для поднятия социального статуса педагога. В результате молодежь пошла в школу, стабилизировался показатель. Молодым специалистам выделяется социальное жилье, обеспечиваются социальные гарантии, введена надбавка до 28 лет, присваивается квалификационная категория, чтобы молодой учитель не ущемлялся в плане зарплаты из-за отсутствия опыта. Общаясь с молодыми педагогами, я вижу проблему с наставничеством. Многие молодые специалисты жалуются на нежелание старших делиться опытом. Начинающие специалисты ожидают, что их встретят в школе не как конкурентов, и зачастую их ожидания не оправдываются. Мы знаем эту проблему и ее решение ставим перед собой как рабочую задачу. У нас в каждом муниципалитете есть носители уникального опыта, и важно, чтобы он не пропал, чтобы сохранилась преемственность. Но дело не только в социальном статусе профессии, но и в ее престиже в обществе, в ценности образования как таковом. А у нас сегодня оно обесценилось.

Раньше образование было капиталом, а сегодня для многих это чемодан без ручки. У нас огромное количество выпускников с дипломами, профессионально не реализованных, не потому, что предложение избыточно, а потому что они на этом рынке не конкурентоспособны. Само по себе наличие диплома ничего не решает, важны знания и компетенции, поэтому продолжать учиться и переучиваться необходимо постоянно. А к учителю это требование предъявляется вдвойне. Но, к счастью, у нас эффективно работает система педагогических колледжей. Как это ни парадоксально, но именно они на сегодня являются главными поставщиками профессиональных педагогических кадров. Вот эта модель подготовки педагогов работает лучше всего, потому что в ней большое значение уделяется практике. Студенты педколледжей имеют возможность прикладного обучения, и этот положительный опыт все больше наводит на мысли о том, что концепция педагогического образования нуждается в пересмотре. Лучше, если оно будет многоуровневым, когда каждый педагог должен пройти через систему профессионального образования, а завершить ее ученой степенью. Учитель с кандидатской диссертацией для школы будущего должен стать нормой. Проблема в том, что педагог завтрашнего дня должен появиться и выйти из среды сегодняшней, это значит, что необходимо создавать условия и работать над этим скрупулезно и ежедневно. А мы хотим получить все и сразу.

— Какими должны быть эти условия? Кто их создаст? И что такого кардинального делается для того, чтобы этот учитель будущего взял да и упал нам на головы?

— Человека формирует среда. Среду надо создавать. Создавая среду настоящего, человек формирует свое будущее, от того, каким оно будет, зависит только от нас. Поэтому с 1 января этого года введены новые федеральные стандарты о дошкольном образовании, которые кардинально меняют наши подходы к образованию маленьких детей. Раньше в детском саду мы малышей готовили к школе, а теперь необходимо создавать среду для получения образования в игровой форме. Игровая форма создает максимально благоприятные условия для развития и выявления творческих способностей ребенка. Существует профессиональное мнение, что если ребенок не наигрался в детстве, не имел достаточного количества игрушек и внимания взрослых, это для него потом оборачивается проблемами во взрослой жизни. Таких людей легко отличить, они, как правило, нацелены не на результат, а на процесс. То есть работают, как будто играют, а не добиваются поставленной цели. У нас был абсолютно провальный период, когда дошкольному образованию не уделялось должного внимания. И сейчас эту проблему надо решать не только за счет новостроек, но и за счет создания частных детских садов и подготовки педагогов дополнительного образования, потому что это тоже создание определенной среды, в том числе и профессиональной. С этого года у нас были изданы новые упрощенные, более мягкие требования СанПиН для частных детских садов. Это позволило вывести предпринимателей в правовое поле, и результат не заставил себя ждать. На образовательном форуме мы их всех увидели, и теперь у них возникла потребность в профессиональном общении, обмене опытом, повышении квалификации. А ведь только прошлой осенью мы приступили к решению этой проблемы. Когда частные детсады находились в тени, мы не могли способствовать их развитию и влиять на качество. Сейчас ситуация развернулась в позитивное русло.

Несмотря на то, что учитель — это представитель особой категории людей, не стоит все-таки забывать, что его возможности не безграничны, каким бы профессиональным и самоотверженным ни был педагог и каким бы замечательным прогрессивным вещам он ни учил, ребенок в итоге возвращается в семью. И эти две реальности разделить невозможно, и, следовательно, решение этой проблемы — задача каждого из нас. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру