Хладнокровное банкротство

Счета ангарских производителей пломбира заморожены полицией Австралии

Федеральная полиция Австралии заморозила счета девяти предпринимателей из Иркутской области, которые привлекли внимание зарубежных правоохранителей своими тратами, несоразмерными с доходами, задекларированными при получении виз. В общей сложности на их счетах, открытых в 24 австралийских банках, заморожено 853 млн рублей сомнительного происхождения. Среди попавших в поле зрения иностранной полиции граждан оказались четверо учредителей фабрики мороженого «Ангария» - единственного оставшегося в Приангарье производителя мороженого. Причем предприятие имеет весьма любопытную историю, потому что оно появилось сразу после банкротства ангарского хладокомбината, в 2009 году само обанкротилось, по окончании конкурсного производства осталось должно кредиторам 270 млн рублей, а производство под брендом «Ангария» тем временем никуда не делось — его продолжило новое юридическое лицо с созвучным названием и на той же площадке. 

Счета ангарских производителей пломбира заморожены полицией Австралии
Австралийский город Голд-Кост особо популярен среди русскоговорящих.

Красиво жить запретишь

О приключениях бизнесменов из Приангарья в стране кенгуру написала газета «Коммерсант» со ссылкой на интернет-издание Сouriermail.com.au, которое сообщает, что замороженные на счетах россиян 29 млн австралийских долларов – это 24 млн долларов США или 853 млн рублей, переводились из Сибири в Австралию через Китай и Гонконг с 2011 года. Внимание полиции привлекли Эдуард Кармадонов, Андрей Гудков, Владимир Стрельников, Эдуард Зелинский, Елена Кармадонова, Наталья Гудкова, Ирина Стрельникова, Галина Чувашова и Сергей Костюков.

Полиция заблокировала их счета на основании вынесенного еще в декабре прошлого года решения Окружного суда в городе Брисбене, штат Квинсленд. До этого правоохранители Австралии полгода вели расследование в отношении бизнесменов из Иркутской области, заподозрив их в получении денег преступным путем в связи с тем, что в документах на оформление австралийских виз они указали доходы несоразмерные с тратами. Большая часть из заблокированной суммы – 11,8 млн долларов США – принадлежит Эдуарду Кармадонову, который в документах на визу свой ежегодный доход указал в объеме 24,8 тыс. долларов США.

При этом, как пишет, Сouriermail.com.au, Кармадонов и его супруга вели роскошный образ жизни, не скупясь на проживание в дорогостоящих отелях мира. С марта 2011 по сентябрь 2013 года супруги сняли с двух счетов в австралийском городе Голд-Косте более 1,2 млн долларов США и, например, в отеле Jumeriah Beach Hotel в Дубае оставили почти 8 тыс. долларов, на курорте Forte Vintage Resort в итальянской Сардинии – более 33 тыс., в отеле Excelsior в Венеции - свыше 18 тыс. долларов, в отеле Le Montreux Palace hotel в Швейцарии и в Le Meridien и на пляже Пхукет в Таиланде – 41 тыс.

Сначала россиянам дали 42 дня на то, чтобы доказать легальное происхождение денег, но потом срок был продлен. По информации Сouriermail.com.au, об этом ходатайствовал на суде адвокат бизнесменов, объясняя необходимость в дополнительном времени «большим географическим расстоянием и объемом бумажной волокиты».

Незамеченное банкротство

Нельзя сказать, что в Иркутской области заинтересовавшие австралийскую полицию предприниматели являются популярными публичными лицами. В политике они замечены не были и о своем бизнесе не распространяются. Одно из наиболее известных предприятий, принадлежащих им, — фабрика мороженого «Ангария», расположенная в Ангарске и имеющая представительства в Иркутске и Монголии. В числе ее учредителей Кармадонов, Зелинский, Гудков и Стрельников.

Впрочем, и сама фабрика особо на слуху не была, даже в то время, когда переживала банкротство. В июне 2008 года ООО «Фабрика мороженого «Ангария», появившееся в 2000 году на базе обанкротившегося ОАО «Ангарский хладокомбинат», обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании себя несостоятельным. В прессе тогда со ссылкой на директора предприятия Юрия Федонова проходила информация о том, что причиной неурядиц на производстве стал экономический кризис и заход на рынок Приангарья сильных игроков из других регионов.

Фото с сайта angvremya.ru.

В 2011 году в отношении фабрики было введено конкурсное производство, то есть «Ангарию» признали банкротом, а ее имущество выставили на продажу. Но при этом ни о массовых сокращениях людей на предприятии не сообщалось, ни, более того, продукция под брендом «Ангарии» с рынка не исчезла. На упаковке мороженого, купленного корреспондентом «МК Байкал» в супермаркете Иркутска, производителем значилось ООО «Фабрика мороженого «Ангария», адресом был указан Ангарск, улица Мира, 34 — раньше там располагался хладокомбинат. На упаковке также были размещены контакты представительств производителя в Иркутске, Улан-Удэ и Улан-Баторе.

По указанному на сайте фабрики телефону корреспонденту «МК Байкал» ответила секретарь директора Юрия Федонова. На просьбу соединить с руководителем, чтобы поговорить по поводу банкротства предприятия, она сообщила, что он занят, а также сказала, что никакого банкротства на данном предприятии нет и не было, оно действовало в отношении другого юридического лица — ООО «Фабрика мороженого «Ангария». На недоумение журналиста секретарь пояснила, что с 2011 года продукцию под брендом «Ангария» выпускает ООО «Ангария» Фабрика мороженого». У нового производителя лишь слова в названии изменили свои места, а адрес, директор и коллектив у предприятия те же, что и у обанкроченного, которое, судя по документам из картотеки Арбитражного суда Иркутской области, по окончании в декабре 2013 года конкурсного производства осталось должно кредиторам свыше 270 млн рублей. Сумма погашенного долга составила 148 млн, вырученных за счет продажи движимого и недвижимого имущества. Как говорится в материалах суда, «имущества должника было недостаточно для удовлетворения всей кредиторской задолженности». Неудовлетворенные требования кредиторов из-за этого считаются погашенными и подлежат списанию с дебиторской задолженности.

Выходит, что новое юридическое лицо — ООО «Ангария Фабрика мороженого» — начало работать с того времени, когда было введено конкурсное производство в отношении ООО «Фабрика мороженого «Ангария». А поскольку новое предприятие заработало на базе старого, причем без промедления, можно предположить, что активы банкрота были выведены в новое юридическое лицо. Из чего можно сделать вывод, что владельцы фабрики мороженого применили обкатанную схему банкротства с целью ухода от долгового и налогового бремени.

В открытых источниках удалось найти информацию еще о нескольких компаниях, где учредителями значатся Кармадонов, Зелинский, Стрельников и Гудков. Это, например, ООО «Байкаллэнд», занимающееся техническим обслуживанием и ремонтом судов в Листвянке, а также ООО «Март», ООО «Сентябрь», ООО «Апрель», ООО «Квелли-Байкал». Еще несколько компаний, учрежденных этими предпринимателями, значатся как ликвидированные.

Бизнес на камнях

Как рассказал «МК Байкал» источник, знакомый с фигурантами финансового скандала в Австралии, производство мороженого — один из бизнесов, от которых они получают основной доход. Другим крупным источником финансовых потоков является добыча и переработка нефрита. Как выяснил «МК Байкал», Сергей Костюков — один из заинтересовавших австралийскую полицию жителей Приангарья, является генеральным директором ОАО «Байкалкварцсамоцветы» — предприятия, в истории которого также имеются темные пятна. Когда-то это было государственное геолого-промышленное предприятие (ГГПП), занимавшееся геологоразведкой и оценкой месторождений самоцветов. «Байкалкварцсамоцветы» в статусе государственного предприятия существовало с 1966 по 2001 год. В начале двухтысячных оно обанкротилось и возродилось в 2003 году как частная структура. Любопытно, что арбитражным управляющим ГГПП был Сергей Костюков, который после процедуры банкротства возглавил ОАО «Байкалкварцсамоцветы». В 2003 году как арбитражный управляющий он проходил по уголовному делу по факту уклонения от уплаты налогов и страховых взносов, а также незаконного действия при банкротстве госпредприятия.

Фото с сайта ulan.mk.ru

— В уголовном деле в отношении конкурсного управляющего «Байкалкварцсамоцветы» два основных эпизода — уклонение от уплаты текущих налогов на сумму 10 млн 174 тыс. рублей и вывод имущества в рамках банкротства (незаконная реализация при ряде сделок) на крупную сумму, — писала «Байкальская служба новостей» в ноябре 2003 года.

Чем закончилось уголовное разбирательство, осталось непонятным, но доктор геолого-минералогических наук, профессор Иркутского государственного технического университета Раиса Лобацкая в разговоре с корреспондентом «МК Байкал» отзывалась о Сергее Костюкове исключительно положительно, как и о «Байкалкварцсамоцветах», которые он возглавляет. Она отметила, что предпринимателю удалось не только восстановить предприятие, находившееся в глубокой разрухе, наладить не только добычу нефрита, но и его переработку. «Заниматься лишь добычей и продажей нефрита невыгодно. Его переработка существенно повышает рентабельность бизнеса», — подчеркнула Раиса Лобацкая.

Из девяти фигурантов австралийского инцидента Сергей Костюков оказался самой публичной личностью. В соседней Бурятии, где в Окинском районе «Байкалкварцсамоцветы» разрабатывают Оспинское месторождение нефрита, Костюков периодически мелькает в прессе и даже сам пишет в республиканские газеты. В декабре 2012 года Костюков, называющий себя «чистым производственником», опубликовал в «МК в Бурятии» статью о том, как предприятию отравляют жизнь «преступные вооруженные группировки, специализирующиеся на хищении нефрита-сырца». «Воровство приняло чуть ли не промышленные масштабы. Это общепризнанный обществом факт. Но беда в том, что «общепризнанный» еще не значит «осужденный». В том-то и корень беды, — пишет Костюков. И пока не вырван корень, преступность будет расти и укрепляться. Пока однажды все нефритовые богатства Бурятии, которыми так кичатся многие «горцы», не превратятся в пыль от браконьерских взрывов этих самых «хозяев земли».

Раиса Лобацкая отметила, что у Костюкова могли быть контакты с австралийцами, потому что в этой стране тоже есть месторождения этого камня, налажена его добыча и обработка, не исключено, что предприниматель мог поддерживать связь с иностранными коллегами, но что подвигло его держать сбережения в австралийских банках, неизвестно. Дозвониться до Костюкова «МК Байкал» не удалось — он не отвечал на мобильный телефон.

Оказавшийся более доступным Эдуард Зелинский в общих чертах поведал о своих планах на Австралию. В разговоре с корреспондентом «МК Байкал» он сообщил, что у него есть идея создать там совместное предприятие. «Австралия интересна тем, что там можно производить более качественное молоко, масло и поставлять их в Иркутскую область, потому что здесь мало производят такой продукции», — рассказал он и сообщил, что в ситуации с арестом его счетов сейчас разбираются адвокаты. «Надеюсь, все будет хорошо», — уповает предприниматель.

Андрей Гудков «МК Байкал» также рассказал, что его финансовая деятельность в Австралии касается развития бизнеса, но более подробно говорить об этом не захотел, поскольку, по его словам, все, что написали СМИ об инциденте с российскими гражданами в Австралии, перевернуто. «Ситуация абсурдная», — констатировал Гудков.

С другими фигурантами дела пообщаться вовсе не удалось, Эдуард Кармадонов отказался беседовать, а Владимир Стрельников не отвечал на звонки. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру