Непуганый пассажир

Безопасность на общественном транспорте становится серьезной проблемой

Драка, закончившаяся выбитыми стеклами, случилась на прошлой неделе в Иркутске в маршрутном автобусе №80к, после того, как один из пассажиров обратил внимание водителя на неисправный спидометр. В сентябре инспекторы ГИБДД отловили двух маршрутчиков с поддельными документами, а на Мельниковском тракте Свердловского района водитель автобуса ездил нет только без прав и паспорта, но и с поддельными номерами. Общественный транспорт без стекол или с дырами в полу становится в Иркутске привычной картиной, а рост количества ДТП по вине водителей маршруток позволяет сделать вывод о полной вакханалии на рынке этого вида услуг.

Безопасность на общественном транспорте становится серьезной проблемой

— В Иркутске нет порядка на транспорте, — констатировала руководитель УФАС России по Иркутской области Валентина Заморина. — В 1997 году администрация города решила провести первый конкурс по выбору перевозчиков на маршруты, но критерии отбора оказались спорными, и к нам в управление стали поступать жалобы. Мы выдали предписание о внесении изменений в положение о конкурсе, в результате его просто отменили. После этого рынок стал складываться стихийно.

Стихийность рынка пассажирских перевозок признают и сегодняшние сотрудники администрации города. «Если во всем мире, особенно в Европе, существует регулируемый транспорт и жесткий контроль за пассажирскими перевозками, то у нас более рыночный подход, — согласилась заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина. — Доля коммерческого пассажирского транспорта составляет около 80%, на муниципальный приходится только 20%».

Высокая доля частного общественного транспорта приводит к последствиям, с которыми хорошо знакомо большинство иркутян. Подавляющее количество автобусов выходят на линию так называемых «сладких» маршрутов вроде 16к, в то время как на «кислых» пассажиры могут и за час не дождаться нужного автобуса и будут вынуждены искать такси.

— Любой перевозчик готов встать на маршрут, который идет от сквера Кирова до микрорайона Солнечный или в Университетский, потому что там постоянный пассажиропоток, но кого тогда поставить на маршрут в Жилкино, где народ тоже живет, но ни приехать, ни уехать не может? — спросила Валентина Заморина. — Кроме того, вы все прекрасно знаете, что после девяти часов вечера в Иркутске, особенно зимой, на общественном транспорте уже в принципе не уедешь.

С тем, что в вечернее время никто из перевозчиков не работает, без лишних споров согласился и представитель перевозчиков, депутат, заместитель председателя некоммерческого партнерства «Ассоциация автотранспортных предприятий города Иркутска» Алексей Колмаков. «Коммерческий транспорт существует только за счет денег пассажиров, — объяснил он. — Есть еще такая статья доходов, как размещение рекламы, но на общем фоне это три копейки. Я против поднятия стоимости проезда, потому что после повышения рентабельности этой дейятельности все, что стоит сейчас под забором, сразу вылезет на рынок. Но вечерний проезд, с девяти до одиннадцати, можно поднять до 15-18 рублей, что было бы дешевле, чем платить 150 рублей за такси».

Проблемы рынка, по мнению экспертов, не ограничиваются недоступностью услуги общественного транспорта на «кислых» маршрутах и в вечерние часы, его стихийность не меньше отразилась и на качестве перевозок. «Автобус, который вчера прошел технический осмотр, ездит с дыркой в полу. Почему его проходят транспортные средства, которые на ходу разваливаются? — возмутилась Валентина Заморина. — Как автобус с регистрацией 70-го региона может ездить на маршруте в Иркутске? Он едва двигается, ему 30 лет, как он два раза в год может проходить ТО в Томске?»

По мнению иркутских антимонопольщиков, главная причина в том, что механиков в пунктах технического осмотра не привлекают к ответственности за некачественную работу. Впрочем, в ГИБДД уверены, что применять меры к пунктам технического осмотра не имеет смысла до тех пор, пока сам ТО остается чисто формальной процедурой.

— Я знаю, работал сам в автотранспортном предприятии инструктором по вождению, — поделился опытом старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД по Иркутску Андрей Кабанов. — Та же ржавчина закрашивается, на один автобус с другого переставляется новая резина, перекладывается огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка, и он приезжает на пункт технического осмотра, а после получения заветной диагностической карты все повторяют с другим автомобилем.

Более важная проблема, по мнению Андрея Кабанова, в зашкаливающем количестве общественного транспорта, водители которого даже не заморачиваются по поводу техосмотра и лицензий. «Люди знают, что в дневное время на линии работают три инспектора, они выезжают после шести часов вечера, в час пик, когда инспекторов на линии мало, собирают основные деньги и уходят с маршрута. Как правило, в серьезные ДТП попадают как раз такие нелегалы».

— Сегодня рынок двигается к ситуации, когда больше половины автобусов у нас будет работать без лицензии и без путевых листов, — согласился Алексей Колмаков. — Сейчас все медленно, но верно к тому идет, и людей, которые просто из гаража выезжают и не забивают себе голову вопросами, где взять лицензию, становится все больше. Никто из них давно не мучается вопросом, как заплатить налоги, поскольку они выезжают на линию практически в режиме легкового такси, набирают пассажиров и едут. Такая ситуация ведет к убыткам бюджетов всех уровней, в том числе и городского.

От нелегалов город терпит не только убытки городской казны, но и вполне реальные людские потери. Так, по статистике, имеющейся у ГИБДД, в Иркутске в этом году возросло число пострадавших в ДТП по вине водителей общественного транспорта. «С января по октябрь в авариях с участием общественного транспорта погибло три человека, ранено 139, из них по вине водителей — 74, что на 3,7% превышает показатели прошлого года. Число погибших остается на уровне прошлого года, что тоже нельзя назвать положительной тенденцией», — подчеркнул Андрей Кабанов. При этом, по его словам, пассажиры только способствуют развитию нелегальных перевозчиков.

— Мы останавливаем автобус на улице 3 Июля, где нет никаких маршрутов, начинаем выяснять у водителя, почему он там едет, а пассажиры говорят, что заказали этот автобус, — жалуется инспектор. — А то, что маршрутка перегружена, люди сидят друг у друга на коленках, что едет она по той дороге, которая еще не сдана в эксплуатацию, никого не волнует.

Для борьбы с дорожным хаосом в иркутской администрации решили разработать единое расписание для общественного транспорта. «БГУЭП выиграл конкурс на подготовку и составление расписания движения общественного транспорта в Иркутске, которое будет предложено выполнять государственными и частными перевозчикам на добровольной основе, — рассказала Юлия Гордина. — расписание будет составлено на основании обследования пассажиропотока, которое было сделано специалистами из Санкт-Петербурга».

То, как городские власти будут контролировать добровольное исполнение расписания общественного транспорта, пока не ясно. Очевидно одно — всем, кто оказался повинен в сложившейся ситуации и ответственен за нее, необходимо объединить усилия. Администрации города, которая изначально выпустила процесс из-под контроля, управлению ФАС, которое зарубило на корню попытки урегулировать процесс жестким антимонопольным законодательством, ГИБДД, не справляющейся с пресечением нарушений сегодня, а также самим перевозчикам необходимо осознать, что если порядка не навести, в городе наступит транспортный коллапс. На пассажиров в этом вопросе никакой надежды нет, они вообще на все согласны, лишь бы уехать в в нужное им место в нужное время, даже ценой собственной безопасности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру